О приобретенном опыте в Воронеже и вызовах на новой должности. Интервью «Абирега» с Олегом Николаенко
Начало июля ознаменовалось большими переменами для РВК-Воронеж: уже бывший генеральный директор Олег Николаенко перешел на должность руководителя дирекции по технологическим проектам ГК «Росводоканал», а его место занял экс-мэр Воронежа Вадим Кстенин. «Абирег» поговорил с Олегом Николаенко об итогах семилетнего руководства и о планах на новой должности.
Справка
Олег Николаенко с 2016 года возглавлял РВК-Воронеж. До этого занимал руководящие посты в таких компаниях, как «ТНК-ВР», НК «Башнефть». Уроженец Орска, где с 2013 по 2015 являлся первым замом главы города, а в последствие и.о. главы города. В разные годы окончил Московскую государственную юридическую академию, межрегиональный институт менеджмента, Российскую академию народного хозяйства.
Новый курс на очистные сооружения
– Давайте поговорим про Ваш опыт в РВК-Воронеж: какие свои главные достижения можете назвать?
— Ни один генеральный директор, даже высококвалифицированный и с большим опытом, не может что-то глобальное считать своим личным достижением. Без сотрудников невозможно реализовать ни один проект. Поэтому мое главное достижение — это команда, которую я передаю следующему руководителю. Задача руководителя – настроить деятельность всех отделов компании таким образом, чтобы все пришли к результату. Я знаю, что по любому направлению можно «отвернуться» и все будет работать как прежде. За 7,5 лет мы с командой подняли РВК-Воронеж на совершенно другой уровень и справились со всеми амбициозными задачами, которые перед нами стояли. Также мы зарекомендовали себя в Группе, как коллектив, который готов взяться за любой пилотный проект, даже сложнореализуемый на первый взгляд.
Давайте вспомним, как долго мучали жителей правого берега неприятные запахи. Тогда мы считали своей самой глобальной задачей строительство цеха механического обезвоживания на ПОС. Мы этот проект успешно реализовали, причем в рекордные сроки. А теперь перед командой стоит задача построить ЦМО на Левобережных очистных сооружениях и полностью модернизировать объект.
За эти годы мы столкнулись с не менее амбициозными вызовами. Например, запроектировали ВПС-21, которую не могли построить уже около 20 лет. Мы также начали использовать технологию деманганации, что позволило значительно улучшить качество воды в городе. Для того, чтобы система водоснабжения и водоотведения работала без отклонений, регулярно перекладывали водоводы и коллекторы крупных диаметров.
— Как получилось, что Вас теперь переводят на новую должность в столицу?
– В компании начали развивать новое направление — это очистка промышленных стоков крупных технологических предприятий. И передо мной будет стоять задача наращивать сотрудничество с крупными предприятиями, что мы уже и начали делать еще в марте. Среди наших партнеров уже два крупнейших промышленных холдинга — это «Сибур» и «Норникель». Параллельно прорабатываем сотрудничество и с другими предприятиями. На самом деле, это важная и амбициозная задача. Сегодня тенденция такова, что промышленники избавляются от непрофильных активов и с удовольствием готовы делегировать это партнерам-профессионалам в этой отрасли. В дирекции технологических проектов я займусь развитием очистных сооружений, это как строительство новых, так и эксплуатация уже имеющихся объектов, разработкой типовых решений по утилизации осадка, и налаживанием взаимодействия по этим вопросам с промышленными предприятиями.
Еще одна проблема, которой мы уделяем особое внимание, это утилизация илового осадка. В мире нет готового решения по утилизации нечистот, которые сегодня просто складируются в огромных масштабах и являются экологически опасными отходами. Разработанная каталитическая установка по сжиганию илового осадка утилизирует ил на предельно низких температурах без выделения вредных веществ в атмосферу. Это уникальное решение уже опробовано в Омске. Сейчас установки будут строиться в Оренбурге, Липецке и Воронеже. Экологический эффект от установки просто огромен и повысит качество жизни в регионах и городах. Технология была разработана и внедрена совместно с Сибирским отделением РАН.
– Каких решений в первую очередь ждет от вас новое руководство?
– Сейчас наша основная задача – создать единую базу технических решений, подходящих большинству предприятий. Раньше решения находились методом проб и ошибок, сейчас же вопрос в том, чтобы успешно тиражировать лучшие практики наших водоканалов.
– То есть создание единого оптимального технологического процесса, который будет применим ко всем промпредприятиям?
– Да, и в первую очередь именно для реконструкции уже имеющихся сооружений. Самые масштабные работы подобного рода сейчас идут в Липецке и Воронеже. На стадии проектирования – Краснодар и Архангельск. Так что работы много, к ГК прирастают все новые города. Из недавних – Томск с хорошим и крепким водоканалом, однако его все равно нужно встраивать в общую структуру.
Достижение в коллективе
– Если вернуться к развитию водоканала в Воронеже, то по какому пути развития следует идти? На что обратить более детальное внимание?
– По уже намеченному и прописанному в инвестиционной программе. Этот детальный документ согласован с властями и подкреплен финансами, сроками и мероприятиями. Последнее складывается из приоритетов. Допустим, перекладка коллектора от ГКНС (Главная канализационная насосная станция) до ЛОС. Это было приоритетно, сейчас этот проект мы уже заканчиваем. Из крупных объектов – строительство новой канализационной насосной станции на Левом берегу: предыдущая была построена давно и морально устарела. Ну и завершить строительство ВПС-21.
Почему концессия работает
– Инвестиционная программа прописывается на несколько лет вперед. Если потребности города изменились, как это влияет на программу? И какие еще силы и средства привлекает РВК-Воронеж?
– Инвестиционная программа — это большой, сложный, четко сбалансированный с точки зрения финансов и технологий документ. В нем отражаются основные мероприятия и проекты, реализация которых обеспечивает надежную работу водоканала. И здесь нельзя не отметить большую поддержку как со стороны области, так и города в привлечении дополнительных средств инфраструктурных бюджетных кредитов и Фонда национального благосостояния. С их помощью, к слову, производится реконструкция ЛОС и строительство ВПС-21.
– Механизм концессий работает очень давно. В чем Вы видите его плюсы и минусы?
– Если отдельно взятые люди собрались и решили забрать, к примеру, МУП и организовать концессию, то, скорее всего, обслуживание сетей или объектов станет только хуже, система не заработает в нужном ключе. Потому что механизм концессии силен у крупных организаций, где есть управляющие компании, руководители по направлениям, кадровый резерв. Плюсы концессий в том, что есть возможность сделать инвестиционную программу на длинную дистанцию, привлечь для этого средства и опережающими темпами производить необходимые работы.
– Какие пожелания и рекомендации можете дать новому генеральному директору?
– Мне приятно, что на мою должность пришел опытный управленец и профессионал в отрасли ЖКХ. Вадим Юрьевич лучше всех знаком с проблемами нашего города. Уверен, что он не только сохранит те высокие темпы развития, которых мы достигли, но и приумножит их. Желаю ему и команде РВК-Воронеж успехов!